- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001659 |
Тема: | Защита прав субъектов предпринимательской деятельности |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3 1. Права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности..........................................................................................................10 1.1.Понятие и правовое содержание предпринимательской деятельности................................................................................................10 1.2.Правовое регулирование статуса субъекта предпринимательской деятельности........................................................19 1.3.Гарантии прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.........................................................26 2. Порядок государственного контроля (надзора) за субъектами предпринимательской деятельности...................................................................33 2.1. Общая характеристика процедур контрольной деятельности................................................................................................33 2.2.Прокурорский надзор за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.....................44 3. Формы обеспечения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности...................................................................54 3.1.Особенности защиты прав предпринимателей при проведении мероприятий государственного контроля (надзора)................................54 3.2.Судебная защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.........................................................61 3.3.Внесудебные формы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.........................................................67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................79 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................................82 ВВЕДЕНИЕ Одним из ключевых начал развития и перспективой развития предпринимательства в России считается закрепленный в основном законе - Конституции РФ1 принцип свободы финансовой деятельности, описывающий финансовую деятельность всякого субъекта как проявление его индивидуальной свободы в области финансовой деятельности, даже предпринимательства. Актуальность темы обоснована тем, что в прогрессивный предпринимательский оборот привлекается все больше хозяйствующих субъектов, но при отсутствии эффективной системы обеспечения прав и законных интересов невозможно полноценное становление предпринимательства и, как последствие, всей экономической деятельности страны, в общем. Несовершенство защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, неурегулированность почти всех его качеств, несогласованность нормативных актов оказывают негативное влияние на эффективность предпринимательства в России. Механизму урегулирования отношений в сфере предпринимательства, направленного на обеспечение прав и законных интересов отведена значимая роль, как одному из основных средств такого регулирования, вследствие потребности удовлетворения, сначала, общественных интересов страны, а также защита прав субъектов предпринимательства при претворении в жизнь контрольных мероприятий. Таким образом, можно говорить, что в проблеме создания действенного механизма в области обеспечения прав и законных интересов в предпринимательской деятельности государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль представляют собой весомую задачу страны. Вместе с тем, необходимо признать, что попытки решения проблем создания действенного механизма не носят системного характера. Так, при детальном рассмотрении данных вопросов, остается неразрешенным проблема малой эффективности системы контроля. Разные административные преграды, а также двойственность задач и функций контрольно-надзорных органов различных уровней власти, вместе с неоправданно большим количеством требований предъявляемых к предпринимателям, не могут обеспечить публичные интересы в полной мере. Кроме того, несовершенства механизма контроля увеличивают издержки, которые неизбежно влекут увеличение себестоимости товаров, услуг и работ, и как следствие, снижение конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности на рынке. Комплексный анализ правовых норм и правоприменительной практики, непосредственно обеспечивающих соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, во-первых, обусловлен выявлением имеющихся в данной сфере правовых проблем и фундаментального, и прикладного характера, во-вторых, разработкой предложений по совершенствованию действующего законодательства с целью создания единой концепции обеспечения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Объектом исследования данной работы являются отношения в области обеспечения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности при проведении мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Предметом исследования данной работы выступает система правовых норм, направленных на регулирование указанных отношения, а также соответствующая правоприменительная практика и работы авторов по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Цель исследования заключается в проведении комплексного системного анализа правового обеспечения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, а также в формулировании принципов и закономерностей. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: - путем анализа понятийного аппарата правового обеспечения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности определить специфику правового обеспечения на современном этапе; - выявить имеющиеся недостатки и пути их устранения в области правового обеспечения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности; - раскрыть параметры оптимизации контроля за предпринимательской деятельностью со стороны государства; -определить принципы совершенствования законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и особенности проявления государственных интересов в процессе обеспечения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности; - проанализировать мониторинговые и информационные процессы в организационно-правовом обеспечении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Методологическую основу данной работы составляют общенаучные и частно-научные диалектические методы познания. В работе использовались основанные на логическом методе материалы системного анализа; исторический метод; метод моделирования. Теоретическую основу исследования составили идеи, отраженные в работах таких авторов, как И.А. Панов, Д.В. Афанасьев, Н.В. Свечников, И.А.Смагин, Е.Б. Миков, А.А. Спектор, Е.А. Добролюбов, М. Розенберг, В. Бартош, Р.Е. Карасев, В.В. Лапаев, В.В. Гущин, В.А. Гуреев, Б.И. Пугинский, И.В. Ершова и др.. Несмотря на это, остались нерешенными проблемы эффективности системы контроля, такие как дублирование функций контрольных и надзорных органов, большое количество предъявляемых к предпринимателям требований, которые не могут обеспечить как интересы государства, так и права субъектов предпринимательской деятельности. На современном этапе развития экономики, хозяйствующие субъекты нуждаются в создании таких правовых условий, которые могли бы способствовать развитию предпринимательской деятельности в сотрудничестве с государством. Проведение анализа комплекса правовых норм и правоприменительной деятельности, связанной с осуществлением контрольных мероприятий обусловлено необходимостью выявления в данной сфере проблем, а также совершенствованием в действующем законодательстве целей создания единой концепции осуществления контроля и надзора за предпринимательской деятельностью. Научная новизна исследования состоит в выяснении сущности, содержания особенностей реализации права на защиту субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля. В работе проводится анализ классификации сущности и признаков, места и значения контрольной деятельности в системе государственного регулирования общества и государственного регулирования предпринимательской деятельности. Построена система нормативно-правовых актов в сфере контрольной деятельности органов государственной власти, а также подсистема нормативных актов в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, нормы законодательства о защите имущественных и неимущественных прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля предлагается рассматривать в качестве субинститута института защиты. В работе осуществлена попытка систематизации принципов правовой защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении контроля и надзора. Выявлена особенность возмещения имущественного и репутационного вреда, причиненного субъектам предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля. Сформулировано определение вреда, причиненного субъектам предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля и надзора. Научная новизна работы отражена в положениях, выносимых на защиту. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Предложено определять защиту прав субъектов предпринимательской деятельности в качестве инструмента, направленного на снижение государственного вмешательства в урегулирование процессов обеспечения конституционного принципа свободы экономической деятельности. Предложено определять способы защиты прав предпринимателей как сферу частного права, которые реализуются в соответствии с волеизъявлением хозяйствующих субъектов, а основанием для их применения определять с осуществлением мер государственного контроля как функции государства, которая регулируется нормами публичного права. 2. Исходя из закрепленных в Конституции РФ целей по созданию максимально благоприятных условий для функционирования экономической системы в целом, оптимизации государственного регулирования экономики, одним из основополагающих принципов защиты прав предпринимателей должны стать положения о минимизации препятствий контрольных органов в деятельности проверяемых организаций. Названный принцип, уже получил развитие в судебной практике применительно к возмещению причиненных убытков, и может стать эффективным инструментом защиты прав коммерческих структур. 3. Проведенное исследование, приводит к выводу о том, что правовой механизм, обеспечивающий принятие контрольными органами решений о проведении внеплановых выездных проверок, по прежнему предоставляет слишком широкий простор для организации таких проверок. В работе предлагается ограничить проведение проверок сообщениями граждан о грубых нарушениях их прав как потребителей при условии обязательного согласования внеплановой проверки с надзорными органами. 4. В работе под вредом, причиненным субъекту предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля, следует понимать отрицательные последствие, как действий, так и решений должностных лиц органов государственных контроля, которые выражаются в умалении имущественных или неимущественных прав юридического лица и индивидуального предпринимателя. При этом вред предлагается рассматривать как общее понятие, включающее в себя имущественный вред, выраженный в убытках, так и неимущественный, так называемый репутационный вред. 5. В целях повышения уровня правовой защиты нематериальных благ субъектов предпринимательской деятельности как деловой репутации предлагается внести дополнение в пункт 1 статьи 22 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"2, указав, что вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подлежит возмещению, включая как упущенную выгоду (неполученный доход), так и компенсацию за вред, причиненный деловой репутации юридического лица, индивидуального предпринимателя, за счет средств соответствующих бюджетов. Изложенное дает основание утверждать, что вопросы рассмотрения предпринимательской деятельности как объекта государственного контроля (надзора) должны быть отнесены к числу актуальных проблем науки предпринимательского права, заслуживающих самостоятельного изучения. Апробация результатов исследования была проведена в рамках научно-практического семинара "Актуальные проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности" (Самара, ЧОУ ВО "СаГА", 2015). Содержание работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников. ГЛАВА 1. ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Понятие и правовое содержание предпринимательской деятельности В юридической науке существует устоявшееся понимание механизма правового регулирования как системы правовых средств, организованных наиболее последовательным образом с целью преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. У субъектов различных правоотношений всегда существовали интересы, не опосредованные нормами права в силу различных причин, среди которых можно выделить следующие: количественную - право более статично, чем регулируемые им общественные отношения; качественную - невозможно регламентировать отдельные сферы жизни в силу их природы; и экономическую - экономические возможности общества ограничены. Употребление в текстах нормативно-правовых актов формулировки: «права и законные интересы граждан» свидетельствует о том, что закон признает два самостоятельных правовых средства обеспечения интересов субъектов – это «права» и «законные интересы». При этом если наличие прав у конкретных участников правоотношений вытекает непосредственно из текста той или иной нормы, то законные интересы являются правовым феноменом, упоминание о котором в различных документах не дает четкого понятия о том, что же это такое. Однако, несмотря на широкое употребление термина «законные интересы» в нормативно-правовых актах, законодатель не дает его определения. Нет указаний на этот счет и со стороны других государственных органов, отсутствуют и пояснения высших судебных инстанций по этому вопросу. Более того, в правовой науке нет единого подхода к определению данной категории. Понятно, что рассмотреть все работы, так или иначе затрагивающие этот вопрос, не представляется возможным, поэтому предлагаем остановиться на ключевых, принципиальных моментах, которые были связаны с исследованием категории законных интересов в юридической науке. Законные интересы - это не просто разновидность интересов как общенаучной категории, это многогранный синтез права и интереса. Юридическая конструкция - правовое средство обеспечения интересов личности, обладающее регулятивными свойствами. Законный интерес - это отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством юридическое дозволение реализации стремлений субъекта к удовлетворению определенных потребностей.3 Категория законный интерес характеризуется специфическими признаками: - законные интересы обеспечивают реализацию лишь тех стремлений личности, которые, так или иначе, находятся в сфере правового регулирования; - законные интересы вытекают из субъективных прав, ими зачастую порождаются и обуславливаются; - законные интересы - это юридическая конструкция, правовое средство обеспечения интересов личности, обладающее регулятивными свойствами; - законные интересы - это дозволение правомерного поведения. При этом законные интересы не устанавливают конкретную меру и способы поведения.4 Пределы проявления законного интереса, который противоречит объективным интересам общества, вводятся за счет установления оснований для применения мер ответственности, для признания сделок недействительными и некоторых других мер. Таким образом, законные интересы обладают качествами правовой возможности, гарантированной государством. Законному интересу корреспондирует общая обязанность всех участников, каких - либо правоотношений, а именно не мешать заинтересованному лицу использовать возможность для реализации интереса субъекта предпринимательской деятельности. Реализация основных прав субъектов предпринимательской деятельности представляется как процесс их материализации, направленного на получение каждым того блага, которое составляет содержание права. Специфика категории законных интересов обуславливает и особенности их реализации. Реализация права - перевод норм права в правомерное поведение субъектов в форме использования принадлежащих им прав, исполнения обязанностей и соблюдения запретов в целях удовлетворения интересов и потребностей адресатов права, достижения его (права) цели. Что касается законных интересов, то их реализация предполагает лишь совершение действий, направленных на пользование определенным благом. Специфика законного интереса заключается в том, что он не обеспечен конкретной обязанностью. У носителя законного интереса нет правомочия требовать соответствующего поведения от других лиц. Любой законный интерес, при этом реализуется путем вступления субъекта - носителя интереса в правоотношения, что означает зависимость реализации законного интереса от действий других лиц. При этом, в случае невозможности удовлетворения законных интересов своими действиями и бездействии лиц, которые могут реализовать интерес носителя, а также препятствий в осуществлении законного интереса со стороны третьих лиц или государства возможно использование какой-либо формы защиты. Законные интересы в большинстве своем не гарантированы в нормах права, а в конституционно-правовом контексте, нормами Конституции, а обеспечиваются только их общим смыслом, соответственно и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений по недопущению нарушения законных интересов и их защите конкретно законодательно не определены. Смысл понятия «нарушение законных интересов», отличен от смысла, который несет понятие «нарушение основных прав», и подразумевает под собой совершение действий или бездействий, препятствующее реализации законных интересов, то есть действиям, направленным на пользование определенным благом. Соблюдение законных интересов, также не соответствует смыслу, который обычно вкладывается в выражение «соблюдение прав», и подразумевает воздержание от совершения действий (бездействия), препятствующих реализации законных интересов. В конституционно-правовом контексте это во многом касается правотворческой деятельности. То есть, нарушением законных интересов, в данном случае будет принятие нормативного акта, создающего препятствия реализации законных интересов значительного числа лиц. Обратимся к утратившему силу Закону РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»5. В акте закреплялось понятие предпринимательской деятельности, формы ее осуществления. В первой главе статьи второй данного закона определялся статус предприятия как «самостоятельного хозяйствующего субъекта, созданного в установленном порядке, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли». Таким образом, понятие «предприятие» использовалось как общее, применимое ко всем организационно-правовым формам коллективного предпринимательства, осуществляемого с привлечением наемного труда (в отличие от индивидуальной трудовой деятельности, осуществляемой без привлечения такового). При этом понятие предпринимательской деятельности, данное вышеуказанным нормативным актом, не содержит признака систематичности, от чего создавалась парадоксальная ситуация, когда даже при однократном совершении гражданином действий, направленных на получение прибыли, необходима была государственная регистрация. Обращаясь далее к Закону РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности», мы видим, что его третья глава была полностью посвящена правовому статусу предпринимателя и гарантиям предпринимательской деятельности. На самом высоком законодательном уровне закреплялись права, обязанности, ответственность предпринимателя, гарантии предпринимательской деятельности. Таким образом, на самом начальном этапе становления рыночной экономики в стране никто не подвергал сомнению тот факт, что принципиальные, основополагающие вопросы правового регулирования предпринимательской деятельности должны быть сосредоточены в едином законодательном акте. Как известно, ситуация коренным образом изменилась с принятием первой части Гражданского кодекса РФ.6 В условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ и услуг расширялась сфера предпринимательской деятельности. Во многом современное российское законодательство заимствовало представления о предпринимательской деятельности от американских ученых, которыми во главу угла ставятся такие признаки предпринимательской деятельности, как максимизация прибыли, динамизм и рискованность. В юридической литературе под предпринимательской деятельностью гражданина понимается самостоятельная деятельность, осуществляемая непосредственно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке, на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг без образования в этих целях юридического лица.7 Это определение отражает шесть основных признаков предпринимательской деятельности, ими являются: Во-первых, систематичность. Осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Поскольку законодатель не определяет четких критериев систематичности, следовательно, для квалификации деятельности как предпринимательской на практике применяют такие критерии, как: - доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности; - размеры прибыли; - получение ее определенное количество раз за какой-либо период и др. Во-вторых, самостоятельность. Включает в себя две составляющие: а) волевой характер, т.е. возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности, так называемая организационная самостоятельность; б) имущественная самостоятельность - наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности, включающая имущественную ответственность предпринимателя. Пределы такой ответственности зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности. В-третьих, рисковый8 характер предпринимательской деятельности - вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата. В-четвертых, легализованный характер, который предполагает наличие специального субъекта (предпринимателя) т.е. лица, зарегистрированного в этом качестве в установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»9 порядке. В-пятых, направленность на систематическое получение прибыли, под которой понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской.10 В-шестых, извлечение дохода от определённой деятельности: продажи товаров, оказание услуг, выполнение работ, получения доходов от использования имущества и объектов интеллектуальной собственности предпринимателя. Отсутствие любого из первых пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской. Так, судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г., изучив жалобу общества с ограниченной ответственностью «МЦ «Мегаполис» в лице представителя по доверенности Ефтимиади Г.И. на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.11.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015 г. по делу № А55-19400/2014 по заявлению прокурора Советского района города Самары (г. Самара; далее - прокурор) о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частями 2, 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство здравоохранения Самарской области, ГБУЗ «Самарский областной кожно-венерологический диспансер», ГБУЗ «Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова». Решением суда первой инстанции от 26.11.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015, принят отказ прокурора от заявления в части привлечении общества к ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, производство по делу в этой части прекращено. Общество привлечено к административной ответственности по частям 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 50 000 руб. Общества с ограниченной ответственностью «МЦ «Мегаполис» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, считая их незаконными и необоснованными. Изучив жалобу и приложенные к ней материалы, судья считает, что жалоба не подлежит удовлетворению. В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.11 Таким образом, с позиции гражданского законодательства суд вправе применять правила об осуществлении предпринимательской деятельности к сделкам гражданина, даже если последний не прошел государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Рассматривая действующее законодательство, нельзя не обратить внимания на отсутствие в системе российского законодательства специального законодательного акта, посвященного регулированию предпринимательской деятельности.12 В современный период развития общества законные интересы удовлетворяют и защищают в юридически-легитимном порядке появившиеся интересы, которые прямо не закреплены как права и свободы субъектов правоотношений. Иначе говоря, законные интересы расширяют правовые возможности личности, тем самым обогащают правовой статус субъектов предпринимательской деятельности, и занимают важнейшее место, наряду с основными правами человека, не только в жизни российского государства и общества, но и в юридической науке. Необходимо при разработке нормативных актов, регулирующих деятельность субъектов предпринимательской деятельности, отражать необходимость осуществления деятельности по обеспечению не только прав и свобод личности, но и законных интересов. Представляется целесообразным, на законодательном уровне определить основы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Заложить основные направления законодательного обеспечения хозяйствования, определить механизмы воздействия на предпринимательство, границы вмешательства в предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов, а также гарантии, формы обеспечения и способы защиты их прав и законных интересов. 1.2. Правовое регулирование статуса субъектов предпринимательской деятельности Среди факторов социально-экономического прогресса важную роль в современных условиях играет предпринимательство, а также субъекты, его осуществляющие - предприниматели. Субъектом предпринимательской деятельности является любое лицо, деятельность которого направлена на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским правом.13 Таким образом, чтобы стать предпринимателем и на законных основаниях заниматься деятельностью, связанной с извлечением прибыли, необходимо приобрести статус предпринимателя. Под правовым статусом разные авторы понимают: совокупность субъективных прав и юридических обязанностей; юридическую категорию, на основе которой происходит конкретизация прав и обязанностей; юридически закрепленное положение субъекта, а также совокупность правовых отношений.14 Ряд ученых самостоятельным элементом правового статуса лица называют гражданство, общую правоспособность, гарантии, законные интересы и юридическую ответственность.15 Иные, наоборот, вышеупомянутые элементы характеризуют как предпосылку (гражданство, правоспособность), или как второстепенные элементы статуса (юридическая ответственность, законные интересы), или как такие, которые выходят за пределы правового статуса (гарантии).16 Среди элементов этой категории называют также правовые нормы, закрепляющие статус лица, его правосубъектность, правовые принципы и правоотношения статусного типа. Действующее законодательство определяет совокупность субъектов предпринимательской деятельности как: * индивидуальные предприниматели; * юридические лица Самый древний из всех субъектов предпринимательской деятельности является индивидуальный предприниматель, поскольку он обладает особым правовым статусом, который расположен на стыке правомочий обычных граждан и коммерческих организаций и в отношении которого, как и любого гражданина, действуют правила об ограничении и лишении дееспособности, признании безвестно отсутствующим или умершим, его имущество переходит по наследству, в том числе вовлеченное в предпринимательскую деятельность.17 Несомненно правовой статус гражданина-предпринимателя отличается от правового статуса юридических лиц и граждан, которые не зарегистрированы в качестве субъектов предпринимательской деятельности. В соответствии с подходом, предложенным российским исследователем С.В. Гришиным, предпринимателем признается гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, а также гражданин - учредитель коммерческой организации, признаваемой в соответствии с законодательством субъектом малого предпринимательства.18 Основополагающим для определения этого статуса является положение Конституции Российской Федерации, согласно которому «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».19 Содержание прав предпринимателя определяется экономическими свободами, такими как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, которые определяют соответствующие права предпринимателей. Вместе с тем на предпринимателя возложен и определенный круг обязанностей - как по отношению к обществу в целом, так и к разным категориям лиц - потребителям продукции, контрагентам, конкурентам, наемным работникам. По отношению к наемным работникам предприниматель обязан обеспечивать благоприятные условия для трудовой деятельности, полностью рассчитываться согласно заключенным договорам, независимо от финансового состояния предприятия; осуществлять социальное, медицинское и другие виды обязательного страхования граждан, работающих по найму; выполнять решения центральных и местных органов власти по социальной защите инвалидов и других лиц ограниченной трудоспособности.20 Предприниматель обязан своевременно предоставлять декларацию о доходах предприятия и уплачивать налоги в порядке и размерах, которые определяются законодательством; заявлять о банкротстве предприятия в случае невозможности исполнения обязательств перед кредиторами. При соблюдении всех изложенных условий государство гарантирует предпринимателям: свободный выбор сферы деятельности в пределах, установленных законодательством; право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для их деятельности имущество; недопущение отказа в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности; недопущение дискриминации предприятий со стороны государства, его органов и должностных лиц; равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий, независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм; защиту имущества предприятий от незаконного изъятия; право предпринимателя в соответствии с законодательством, уставом предприятия и договором, заключенным с собственником, самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль на развитие производства; экономическую, научно-техническую, правовую поддержку предпринимательской деятельности; возможность страхования предпринимательского риска страховыми обществами; недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции.21 Юридическим фактом, осуществления предпринимательской деятельности, является государственная регистрация в качестве предпринимателя. Порядок регистрации субъекта предпринимательской деятельности предусмотрен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»22. Определение правового положения субъектов предпринимательской деятельности направлено на четкое установление отношений между другими участниками предпринимательских отношений, в целях не ущемления их прав и интересов со стороны государства и судебных органов. Для целей данного исследования представляет интерес, в какой взаимосвязи находятся понятия «правовой статус» и «правосубъектность». Данную взаимосвязь ученые - теоретики и представители отдельных правовых отраслей видят по-разному. По мнению Н.И. Матузова, все то, что законодатель оформляет как правовое положение личности в обществе, входит в понятие правового статуса. В понятие «правовой статус» он включает и правосубъектность.23Н.В. Витрук в своих исследования....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: